Аналитический отчет по воспитательной работе заместителя директора по воспитательной работе МОУ ОСШ Розиковой О.В.
Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира – все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях.
На современном этапе развития общества МОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа выполняет важную функцию социальной реабилитации и социальной защиты молодёжи, «не вписывающейся» в массовую общеобразовательную школу. Следовательно, и подход к управлению школой, общению с учениками и их родителями, которые часто вообще не занимаются воспитанием своих детей, либо сами нуждаются в социальной защите, нужно строить иначе, чем в дневной школе. Наша школа является демократическим типом образовательного учреждения, которое принимает в «свои стены» учащихся, отчисленных из дневных школ, и тех, которые не получили среднее образование в «своё время». Поэтому администрация школы совместно с коллективом учителей выдвинули следующую концепцию развития школы: «Наша школа - это модель адаптивной школы, где есть место каждому ученику, независимо от его индивидуальности, психологических особенностей и способностей, стартовых способностей и склонностей. Это школа быстрого и гибкого реагирования на стремительно изменяющуюся социально – педагогическую ситуацию, отрицательно влияющую на проблемы обучающегося».
Задача педколлектива школы состоит в том, чтобы реализуя в школе принципы гуманизма, помочь получить полноценное общее образование всем, кто не смог учиться в массовой школе;
- · с помощью методов коррекционно–развивающегося обучения и реабилитационной педагогики нацелить « трудных» на приобретение знаний и профессии;
- создать комфортные условия для активизации потенциальных возможностей личности, лучших гражданских качеств и стремления к труду,
- дать возможность учащимся поверить в себя, свои силы, почувствовать морально-психологическую поддержку педагогов.
МОУ ОСШ имеет разнородный контингент учащихся:
- Взрослые учащиеся, имеющие большой перерыв в учебе, работающие, и поэтому вынужденные получать образование в форме экстерната. К этой категории учащихся относятся люди, окончившие несколько классов средней школы, работающие и понявшие, что без полного среднего образования дальнейший карьерный рост невозможен. К этой же категории относятся и молодые мамы, ухаживающие за детьми, а также беременные девушки (мотивация у этих учащихся самая различная, от получения знаний и продолжения образования в ВУЗах до получения просто документа об образовании).
- Молодые люди, окончившие профессиональные училища без среднего образования, а также отчисленные из колледжей и училищ по различным причинам.
- Мигранты и эмигранты.
- Подростки, по разным причинам не имеющие возможности продолжать образование в массовой школе.
Среди причин невозможности продолжать обучение в массовой школе преобладают следующие:
- Желание ускоренно окончить среднюю школу (таки подростки выбирают экстерную форму обучения)
- Конфликты с учащимися или учителями в школе, где они обучались до этого
- Тяжелое финансовое положение в семье, вынуждающее подростка либо идти работать и совмещать работу с учебой, либо параллельно со средним образованием в открытой (сменной) общеобразовательной школе получать профессиональное образование
- Так называемые «трудные» подростки, от которых либо по причине их отклоняющегося поведения, либо по причине отставания в учебе стараются избавиться массовые дневные школы.
- Люди с физическими недостатками, инвалиды.
Педагогический продукт при организации учебно-воспитательной деятельности школы – это не только и не столько знания, умения и навыки, сколько способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие личности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОЖЕНИЯ
Основной целью воспитания МОУ ОСШ ставилась поддержка ребенка на пути обретения им свободоспособности, т.е. развитие самосознания, приобщение к культурным ценностям, освоение cоциальных и культурных компетенций.
Также, воспитательная работа велась в соответствии с «Программой развития воспитательной системы МОУ ОСШ», в которую входят десяти подпрограмм:
• «Взаимодействие МОУ ОСШ и семьи».
• «Социально-педагогическая профилактика подростков от наркологической зависимости».
• «Программа патриотического воспитания учащихся».
• «Программа профилактики табакокурения среди подростков».
• «Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для всех»»
• «Программа формирование здорового образа жизни учащихся».
• «Программа профилактики суицидального поведения подростков»
• «Программа Право и закон».
• «Программа профессионального самоопределения учащихся».
• «Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся во время итоговой аттестации».
Главная идея воспитательной системы школы:
Приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.
Воспитательная система школы решает следующие задачи:
• Формирование у детей картины мира - целостной и научно-обоснованной
• Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины.
• Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
• Формирование у подрастающего человека креативности, "творческости" как черты личности.
• Формирование самосознания, осознания собственного "я", помощь ребенку в самореализации.
Статистический анализ возможностей педагогического и ученического коллектива:
- Количественный состав классных руководителей: 6 человек.
- Количественный состав руководителей кружков: 7 человек.
- Наполняемость классов: 317чел;
- Наполняемость секций: 106 чел;
Название секций, руководитель:
1. Мифы и легенды народов мира, руководитель : Погорелова Г. В.
2. Атлетическая гимнастика, руководитель: Василевская Н.Н.
3. Самоделкин, руководитель: Алексеева Е.Ф.
4. Я и компьютер, руководитель: Новодранова О.А.
5. Живая математика, руководитель: Розикова О.В..
6. Настольный теннис, руководитель: Василевская Н.Н.
7. Профориентация, руководитель: Бузилова И.А.
Информация о занятости учащихся в системе дополнительного образования
Количество обучающихся в МОУ ОСШ | 317 | |||||||
Количество учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. | В объединениях художественно-эстетической направленности | В объединениях физкультурно-спортивной направленности | В объединениях технического творчества | В объединениях интеллектуального творчества | В объединениях эколого-биологической направленности | ВВ военно-патриотических объединениях | В других объединениях | Итого |
17 | 79 | 7 | 3 | - | - | - | 106 | |
Процент от общего количества обучающихся. | 4.2% | 19,6% | 1,7% | 0,74% | - | - | - | 26.24% |
Количество обучающихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образованиях детей системы образования | 18 | 28 | 2 | 7 | - | - | - | 55 |
Процент от общего количества обучающихся. | 4.5% | 7% | 0,5% | 2% | - | - | - | 14% |
Итого | 35 | 107 | 9 | 10 | - | - | - | 161 |
Процент от общего количества обучающихся. | 8,7% | 27% | 2,2% | 2.5% | 40% |
Результативность участия классов школы во внеклассной деятельности
Классными руководителями была разработана и реализуется социально-досуговая программа на 2010-2011 учебный год. Воспитательная работа в школе составлена с учетом «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и основана на основании «Программы развития МОУ ОСШ». Цель: поддержка учащихся на пути обретения им свободоспособности, развитие самосознания; приобщение к культурным ценностям; освоение социальной и культурной ценности.
Цель внеклассной деятельности: интеграция индивида в общество, в различные типы социальных общностей; повышение уровня самореализации школьников, развитие их творческих, интеллектуальных, художественных, технических, спортивных, коммуникативных способностей.
В течение учебного года были организованы и проведены следующие внеклассные мероприятия:
1.Сентябрь: «День Знаний»; «Золотая осень»; «Акция образование всем детям»; «Внимание дети», Совет «Профилактики»; Сбор ученического актива «Совет старшеклассников»; День здоровья, школьная акция «Жуй конфету, брось сигарету», Тематические классные часы, Участие в молодежном саммите, конкурс «Ребята с нашего двора»
2.Октябрь: «День Учителя»; «Баскетбол»; «Акция Осенние каникулы», Сборы ученического актива, Тематические классные часы, рейды в асоциальные семьи, Веселые старты в 7-8 классах, конкурс буклетов «Нет вредным привычкам»; участие в районной масштабной акции «Город без жестокости к детям»;
3.Ноябрь: «Акция Защита»; «День матери»; «Дружная семейка»; «Мониторинг эффективности воспитательного процесса в деятельности кл. рук.». Сборы ученического актива, Тематические классные часы, профилактические тренинги и анкетирование
4.Декабрь: «Зимняя сказка»; «Новогодние утренники»; «Акция Зимние каникулы», Совет «Профилактики»; Сборы ученического актива, Тематические классные часы, рейды в асоциальные семьи.
5. Январь: Профориетационная работа с обучающимися на основании диагностики, Тематические классные часы, рейды в асоциальные семьи.
6. Февраль: Месячник оборонно-массовой работы, Профориетационная работа, выпуск стенгазет «Герои нашего города», общешкольное мероприятие «Наркотики, закон, ответственность». выпуск стенгазет по ПДД
7.Март: Конкурс поздравительных открыток, акция «Земля - наш общий дом», рейды в асоциальные семьи, профориетационная работа
8. Апрель: конкурс чтецов, выпуск юмористических газет, конкурс плакатов по ПДД, индивидуальное консультирование родителей и обучающихся
9. Май: общешкольное мероприятие «Салют, Победы!», выпуск стенгазеты по ПДД, конкурс плакатов «Экология нашего города»
10. Июнь: летняя площадка, « выпускной бал».
Участие в районных мероприятиях:
- Районная масштабная акция «За безопасность и здоровье наших детей»,
- Районные мероприятия «Город без жестокости к детям»,
- Областной конкурс «Ребята с нашего двора-2010г», проводимый для несовершеннолетних стоящих на учете в ПДН и УИИ – 2 место
- районный конкурс агитбригад 2Представление профессии»
- районный конкурс агитбригад «Мы против наркотиков»
Работа с классными руководителями:
Методическая работа с классными руководителями строится по следующим параметрам:
Все классные руководители с 7 по 11 класс обеспечены основными нормативно – методическими рекомендациями, которые входят в сборник «Папка классного руководителя школы».
Ежемесячно проводились собеседования заместителя директора по воспитательной работе школы с классными руководителями по организации, реализации различных мероприятий, методической деятельности классного руководителя и др.
Работа социально – психологической службы.
1.Проведение акции «Образование всем детям»;
2.Проведение акции «Дети улиц»;
3.Проведение акции «Защита»;
4.Посещение семей находящихся в социально – опасном положении (еженедельно);
5.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6.Проведение заседаний Совета профилактики (один раз в четверть);
7.Проведены психологические исследования:
- «Уровень психического развития» класса;
- «Уровень учебной мотивации и адаптации» уч-ся с 7-10 классы;
- «Уровень мотивации старших школьников» уч-ся 11-х классов;
- Индивидуальная психодиагностика по запросам родителей и педагогов;
- Анкетирование, опросы в рамках проводимых акций.
8.Оказание психологической помощи ребенку, разобраться в вопросах самовоспитания и взаимоотношений с родителями, с учителями, со сверстниками;
9.Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса;
10.Реализация программ: «Взаимодействие МОУ и семьи».
- «Социально-педагогическая профилактика подростков от наркологической зависимости».
- «Программа профилактики табакокурения среди подростков».
- «Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- «Программа формирование здорового образа жизни учащихся».
- «Программа профилактики суицидального поведения подростков»
- «Программа профессионального самоопределения учащихся».
- «Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся во время итоговой аттестации».
По результатам работы были сделаны следующие выводы, что:
- Работа социально – психологических служб позволяет отследить социальную ситуацию развития в школе, выявить основные проблемы и определить причины их возникновения, пути и средства их разрешения;
- Оказывает помощь детям в определении своих возможностей, способностей, исходя из склонностей, интересов, состояния здоровья.
- Содействует педагогическим работникам, родителям в воспитании и обучении детей.
Работа школьного библиотекаря
Одной из задач работы является разработка библиотечных технологий и методики совместной деятельности педагогического коллектива и библиотекаря по развитию интересов и творческого развития учащихся. Реализация данной задачи началась с ряда воспитательных мероприятий:
Организованы:
1) Книжные выставки по различным тематикам.
2) Литературные игры.
3) Литературные вечера.
4) Библиотечные уроки.
Хочется отметить положительную и эффективную работу школьного библиотекаря в соответствии с планом работы были проведены все заявленные мероприятия. Анализ данных мероприятий показал высокую эффективность.